Центр социологии студенчества: День Победы для большинства молодежи – день памяти погибших в ВОВ

четверг, 11 мая, 2017 - 12:26

Центр социологии студенчества Агентства студенческих коммуникаций «Кампус» совместно с НИУ ВШЭ в преддверии Дня Победы провел онлайн-опрос среди молодых россиян, обучающихся в вузах и ссузах. Всего в опросе приняли участие 7 232 студента.

ЗНАЧЕНИЕ ДНЯ ПОБЕДЫ

Большинством респондентов День Победы воспринимается, в первую очередь, как день памяти соотечественников, погибших в Великой Отечественной войне (78%) и великий день в истории нашей страны (65%). Совсем незначительная доля студентов (6%) разделяет мнение, что День Победы – это праздник для старшего поколения, который не является актуальным для молодежи, и лишь 4% участников исследования считают 9 мая «еще одним выходным».

Самыми распространенными ассоциациями, связанными с Днем Победы, у студентов стали ветераны в орденах (68%), георгиевская ленточка (65%), Вечный огонь (52%) и парад на Красной площади (51%).

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ

В ходе опроса 69% студентов заявили о том, что они планируют отмечать День Победы. Стоит отметить, что эта цифра довольно близка к среднему показателю по стране: по данным «Левады-центра», праздновать 9 мая в этом году планируют 76% наших соотечественников. Большинство респондентов рассказали, что в этом году хотят отпраздновать День Победы со своей семьей (61%).

Около половины заявили о том, что они хотят поздравить ветеранов войны, возложить цветы к памятникам и мемориалам и посмотреть телепередачи и фильмы о войне. Для 43% студентов важно было посмотреть на салют.

По мнению большинства участников исследования, праздничные парады необходимы, прежде всего, для того, чтобы отдать дань памяти павшим на войне, сохранить память о подвиге народа (84%). Более половины опрошенных считают, что парады играют значимую роль в патриотическом воспитании молодежи (55%). Велика доля тех студентов, которые заявили, что парады помогают почувствовать гордость за страну и единство народа (46%). Примерно треть опрошенных полагают, что парад – это повод сделать приятное ветеранам, поздравить их (33%), а также возможность продемонстрировать военную мощь страны (27%).

«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

Результаты исследования показали, что абсолютное большинство студентов – 97% – осведомлены о праздничной акции «Бессмертный полк». Однако о своем намерении принять участие в акции «Бессмертный полк» заявило около трети (27%) от общего количества опрошенных студентов. Этот показатель несколько ниже среднего показателя по стране (40%), представленного ВЦИОМ.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВОВ

Основным источником информации о Великой Отечественно войне для большинства участников исследования являются уроки и учебники истории в школах и вузах (57%). Вторым по важности источником информации стали фильмы советского времени (53%). 45% респондентов черпают знания о войне из исторической литературы, около 40% предпочитают живое общение и узнают о событиях 40-х годов от своих родственников. Институты культуры: музеи, театры и выставки в качестве источника информации отметили 30% опрошенных. Довольно слабо востребованы респондентами новые медиа, представленные в перечне ответов тематическими интернет-сайтами о Великой Отечественной войне (18%), СМИ (17%) и современным кинематографом (11%).

РОДСТВЕННИКИ

Великая Отечественная война коснулась семьи каждого второго респондента. 56% опрошенных отметили, что в их семьях есть погибшие или пропавшие без вести. Пережить войну без потерь смогли лишь около трети семей (30%) опрошенных студентов. 14% ничего не знают об истории своей семьи в военные годы.

Больше половины респондентов (55%) сообщили, что ни им самим, ни членам их семей не приходилось искать какую-либо информацию о своих родственниках, погибших или пропавших без вести во время войны. Попытки найти информацию о своих родственниках увенчались успехом у 18% наших респондентов. Государственные органы и военные ведомства не смогли предоставить нужной информации в ответ на запросы 11% семей участников исследования.

НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТ РОССИИ

В ответ на вопрос, кто является примером настоящего патриота России, 79% студентов ответили «ветераны Великой Отечественной войны и заслуженные труженики тыла», 34% –  Президент России Владимир Путин, 27% –  гражданские активисты и волонтеры, родственники – 23%.

ГЕОГРАФИЯ ОПРОСА

Ссылка на опрос распространялась в социальных сетях, в том числе в студенческих сообществах вузов более чем в 30 регионах России. Больше всего участников опроса из Москвы (19%).

Руководитель Центра социологии студенчества, член Координационного Совета МГЕР Ирина Володченко:

– «Бессмертный полк» – это не просто шествие, а история, которая оживает прямо на глазах, в наших сердцах. Примерно треть студенческой молодежи планировала принять участие в ней в этом году. Отсутствие фальши и показного официоза, искренние эмоции привлекают молодежь. «Бессмертный полк» затронул очень важные и очень чувствительные струны народной души, от детей до стариков. И студенты здесь не исключение.

Директор ВЦИОМ Валерий Федоров:

– Данные опроса показывают, что межпоколенческая трансляция ценностей в современной России оказывается гораздо сильнее, чем межпоколенческий разрыв в ценностях, по крайней мере в том, что касается патриотизма и памяти о Великой Победе. «Иваны, не помнящие родства» – это не про нашу молодежь. Это поколение интернета, социальных сетей, клипов и глобализованной культуры в основе своей все равно наследует главные принципы и ценности своих отцов.​​​​​​​ 

0
0
0

Отдать голос:

Голос за!

Голоса: 23

Рассылка новостей